-->
Свой Дом » Славянский бог солнца Хорс
Современные язычники изображают Бога Солнца ХОРСА (по-древнерусски Хърсъ) сверкающим златокудрым юношей современные язычники.
Возможно, наши далекие предки представляли его себе так же. Именно ХОРС зорко следит за движением Солнца по небосводу и соблюдением законов Вселенского миропорядка. Солнечный ХОРС движется по небу днём, а ночью его путь проходит под землей, и тогда его называют Черным ХОРСОМ.
ХОРС был известен и древним египтянам под именем ХОР (Гор). Его изображения с головой сокола или в виде “крылатого солнца” часто можно встретить в росписи древних храмов и на ритуальной утвари.
В древней Персии ХОРСА называли ХОРсетом, что означает “сияющее солнце”. Но это слово имело и более широкое значение – сияние, блеск, слава, величие. Иногда словом ХОРсет персы обозначали “царское достоинство”.
Имя Бога ХОРСА встречается в сохранившихся древних летописях.
В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» говорится, что Всеслав Брячиславич
“въ ночь влъкомъ рыскаше: изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя, великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше”.
Автор “СЛОВА”, описывая ХОРСА, назвал его “ВЕЛИКИМ”. Это показывает, каким уважением в те времена пользовался этот Бог.
Среди ученых много споров, связанных с толкованием этого отрывка. Сейчас пришли к выводу, что “ВЕЛИКИМ ХОРСОМ” летописец назвал Солнце. И тогда этот отрывок можно перевести таким образом:
“Прежде, нежели Солнце успело подняться, прежде нежели петухи начали петь, Всеслав уже был в Тмутаракани”.
Про ХОРСА написано в “поучениях против язычества”, относящихся к 16 веку: “СЛОВО И ОТКРОВЕНИЕ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ” и “О ИДОЛАХ ВЛАДИМИРОВЫХ”:
“… ИНЫЕ ПО ОУКРАНIАМЬ МОЛЯТСЯ ЕМОУ ПРОКЛЯТЫМ БОЛВАНОМ ПЕРЕНОУ, ХОРСОУ, МОКШИ, ВИЛАМЬ…”
В “УСТАВЕ ПРЕПОДОБНОГО САВВЫ” 16 века находим такой обязательный исповедальный вопрос:
“не сблудила ли с бабами богомерзкие блуды, не молилася ли вилам, или Роду и рожаницам, и Перуну, и ХОРСУ, и Мокоши, пила и ела?”
В “ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ” (980 год), князь Владимир I Святославич
“постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна… и Хърса, Дажьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь”.
Перечисляя кумиров в пантеоне князя Владимира, летописец называет ХОРСА вторым, после Перуна. Это означает, что в тот период ХОРС считался вторым по значимости Божеством. Как полагает Б. А. Рыбаков, идол ХОРСА находился в нише по правую руку от идола Перуна, рядом с Даждьбогом.
Немец Вундерер, путешествовавший по Руси в 1589—1590 годах, описал идола КОРСА (ХОРСА) близ Пскова:
“ПЕРЕД ГОРОДОМ (ПСКОВОМ) МЫ ВИДЕЛИ ДВУХ ИДОЛОВ, КОТОРЫЕ БЫЛИ ИЗДРЕВЛЕ ПОСТАВЛЕНЫ ЖРЕЦАМИ И КОТОРЫМ ОНИ ПОКЛОНЯЮТСЯ. ИМЕННО, УСЛАДА, КАМЕННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ, КОТОРОЕ ДЕРЖИТ В РУКЕ КРЕСТ, И КОРСА, КОТОРЫЙ СТОИТ НА ЗМЕЕ, ИМЕЯ В ОДНОЙ РУКЕ МЕЧ, А В ДРУГОЙ — ОГНЕННЫЙ ЛУЧ”.
Сразу бросается в глаза, что ХОРСА немец Вундерер называет КОРСОМ. Интересно, что “огненный луч”, который держит в руках КОРС, в некоторых древних языках (как, например, в древнееврейском) называют “КАР”. Змея под ногами идола указывает на участие КОРСА змееборческих войнах древности.
ХОРСА почитали на всех славянских землях: и в Поморье, и в Полабье, и в центральной Европе, и на Балканах, и на севере Руси.
А.А. Ишутин «Восточнославянские боги и их имена»:
“БОГ СОЛНЦА ХОРС ПРЕДСТАВЛЯЛСЯ СЛАВЯНАМ БЕЛЫМ КОНЕМ, СОВЕРШАЮЩИМ СВОЙ БЕГ С ВОСТОКА НА ЗАПАД. У СЛАВЯН КОНЬ БЫЛ СВЯЩЕННЫМ ЖИВОТНЫМ. ДЕРЕВЯННЫМИ КОНСКИМИ ГОЛОВАМИ УКРАШАЛИ КРЫШИ ДОМОВ. В НЕКОТОРЫХ МЕСТАХ РОССИИ ДО КОНЦА XIX В. СОХРАНЯЛИСЬ КАМЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ КОНЕЙ”.
Не отсюда ли появилось английское слово HORSE (лошадь)?
Посвященные этому Богу праздники устраивают в дни солнцеворота (солнцестояния).
Летом это — 21 по 25 июня (Купала), осенью — 21 — 23 сентября (Таусень, День Свентовита, Осенний ХОРОС), зимой 21-25 декабря (КАРАчун), весной 20-21 марта (Масленица).
Непременная часть ритуала прославления ХОРСА — ХОРоводы. В некоторых областях России до сих пор хороводы называются КАРАгодами. Считалось, что именно в эти дни солнце “останавливается”, и ему следует помочь песнями и танцами.
В летний праздник Бога ХОРСА с горы к реке скатывают большое горящее колесо, символизирующее солярный знак Солнца. Интересно, что колесо с шестью спицами является неотъемлимым атрибутом древнегерманского Бога времени КРОДО (КРОДОНА или по древнерусски Кръта).
Во время празднования Масленица Богу Солнца как бы “подмасливают” путь, чтобы солнечное колесо быстрее катилось по небосводу.
Возможно, от имени ХОРСА в русском языке произошли слова: хорошо, хоругвь, хор, хоромы, хоровод… Все они связаны понятием КРуга и чего-то общего, объединяющего людей.
Хоровод — круг из взявшихся за руки людей идущих по КРугу, хоромы — КРуговая застройка, хоругвь — нечто объединяющее воинский КРуг.
Но кроме корня “ХОРО” существует еще корень “КОЛО”, который тоже связан с КРугом. Колокол, колобок, кол, коловорот.
Связи с этим нельзя не вспомнить, что одним из символов египетского Бога ХОРА (ГОРА) тоже являлся КРуг с КРыльями, который олицетворял движение Солнца по небосводу.
Возможно, от имени ХОРСА в русском языке произошли слова: хорошо, хоругвь, хор, хоромы, хоровод… Все они связаны понятием КРуга и чего-то общего, объединяющего людей.
Хоровод — круг из взявшихся за руки людей идущих по КРугу, хоромы — КРуговая застройка, хоругвь — нечто объединяющее воинский КРуг.
Но кроме корня “ХОРО” существует еще корень “КОЛО”, который тоже связан с КРугом. Колокол, колобок, кол, коловорот.
Связи с этим нельзя не вспомнить, что одним из символов египетского Бога ХОРА (ГОРА) тоже являлся КРуг с КРыльями, который олицетворял движение Солнца по небосводу.
Язычники были уверены, что за смертью следует перерождение в новом качестве. И боги, умирая, возрождаются обновленными. «Злые» зимние боги весной «оттаивают» и становятся воплощением любви и нежности.
Серебристый лик Луны —
Отраженье девы Мары.
Глаз холодное сияние
Предрекает Божьи кары.
Черной мантией укрыта
Белоснежная Богиня.
Мрачных россказней о смерти
Дева Мара героиня.
Диск Луны плывет по Небу,
Призывая жриц усердных.
Мары милые подружки
Ловят свет лучей волшебных.
В реку памяти Вселенской
Будут девы окунаться,
Чтобы Мара им открыла,
Каким именем назваться.
Убаюкивают Землю
Снега мягкого перины.
Вышли жрицы девы Мары
К Карачуну на смотрины.
Скучно Богу в Царстве Мрака.
Карачун уже заждался.
Дев горячих, сердцем чистых
Он, увидев, засмеялся.
Закрутили в хороводе
Бога резвые девицы.
Лед растаял в душах спящих,
Потекли снега водицей.
От девичьего усердья
Карачун развеселился.
Песни страстные заслышав,
Юным Хорсом вдруг явился.
«Как же звать мне вас, колдуньи?» —
Бог спросил помолодевший.
«Мы придем, лишь загрустишь Ты,
Мир во льды и смерть одевший.
Мы растопим грусть-кручину,
Что тоской сковала снежной.
Нас пришлет Богиня Мара
Скрасить день твой песней нежной».
Солнце выглянуло хитро,
Посмотреть, что происходит?
Легкой поступью игривой,
В мир людей Весна приходит.
Дева Мара любовалась,
Как природа вмиг проснулась.
Хорса клич приняв призывный,
Юной Лелей обернулась.
Люди радость не скрывали,
Что суровые метели
Разлетелись словно птицы,
Видя лик прекрасной Лели.
«Где же ты хозяйка Мара?» —
Звали лютые морозы.
Но поры на смену смерти,
Шли живительные грозы.
Зацвели в садах деревья,
Птицы радостно галдели.
Хорс-Красавец вышел в поле,
Рвать букет для нежной Лели.